Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Понятия и термины на букву В

Понятийно-терминологический словарь по педагогике безопасности (ОБЖ) 

 

ВАКЦИНА – препарат из одного или более антигенов, применяемый для стимуляции активного иммунитета.
ВАКЦИНАЦИЯ – противоэпидемиологическое мероприятие, целью которого является проведение прививок для предупреждения инфекционных заболеваний.
ВАЛЕОЛОГИЯ – самостоятельная область научных знаний, изучающая закономерности, способы и механизмы формирования, сохранения и укрепления здоровья.
ВАЛЕОЛОГИЯ ШКОЛЬНАЯ – отрасль науки, имеющая своей целью исследование системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей.
ВАЛИДНОСТЬ – комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.
ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛЕГКИХ ИСКУССТВЕННАЯ – метод поддержания газообмена в организме периодическим искусственным перемещением воздуха или другой газовой смеси в легкие и обратно в окружающую среду.
ВЕНЫ – кровеносные сосуды, несущие кровь из органов и тканей к сердцу.
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ – отражение опыта в речи, является речевым показателем личности.
ВЕТЕР – движение воздуха относительно земной поверхности, возникающее в результате неравномерного распределения атмосферного давления и направленное от области высокого давления к области с более низким давлением.
ВЕЩЕСТВА ВЗРЫВЧАТЫЕ – 1) вещества, которые при определённых видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов; 2) химические соединения или их смеси, способные под влиянием внешних воздействий (накала, удара, трения, тепла и др.) производить взрыв.
ВЕЩЕСТВА ВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 °С или ниже.
ВЕЩЕСТВА ПИТАТЕЛЬНЫЕ – соединения, необходимые организму для поддержания жизни.
ВЕЩЕСТВА РАДИОАКТИВНЫЕ – вещества, содержащие естественные или искусственные радиоактивные изотопы.
ВЕЩЕСТВО АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНОЕ – см. АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНОЕ ВЕЩЕСТВО (АХОВ).
ВЕЩЕСТВО БИОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНОЕ – биологическое вещество природного или искусственного происхождения, неблагоприятно воздействующее на людей, сельскохозяйственных животных и растения в случае соприкосновения с ними, а также на природную среду.
ВЕЩЕСТВО ВЗРЫВООПАСНОЕ – химическое вещество или смесь нескольких веществ, способное самопроизвольно или вследствие внешнего воздействия взрываться с выделением тепла и образованием сильно нагретых газов.
ВЕЩЕСТВО ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНОЕ – вещество, которое может взрываться при воздействии пламени или проявлять чувствительность к сотрясениям или трениям; обладает способностью к взрывному горению – смеси с воздухом горючих газов и паров горючих жидкостей, а также взвеси в воздухе (аэрозоли) горючих пылей и капель горючих жидкостей.
ВЕЩЕСТВО ТОКСИЧНОЕ – химическое вещество, которое при воздействии на организм человека (животного) может вызывать нарушения в состоянии здоровья или заболевания различной степени тяжести как в процессе контакта с веществом, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.
ВЗГЛЯДЫ – знания о каком–либо явлении, предмете, целом мире в единстве с выраженным отношением личности к этим явлениям, предметам.
ВЗРЫВ – быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого в окружающем пространстве образуется и распространяется ударная волна, способная создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным и иным объектам и стать источником ЧС.
ВЗРЫВ ЯДЕРНЫЙ – процесс выделения кинетической энергии образовавшихся в результате реакции в ядерном заряде частиц (осколков деления, нейтронов, альфа–частиц и др.) и энергии гамма-квантов.
ВЗЫСКАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЕ – наказание, применяемое к военнослужащим, нарушившим дисциплину или общественный порядок.
ВИД ВООРУЖЕННЫХ СИЛ – составная часть ВС РФ, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой–либо среде (на суше, в водной среде, в воздухе).
ВИКТИМИЗАЦИЯ – процесс становления жертвой.
ВИКТИМОЛОГИЯ – 1) учение о жертве; 2) междисциплинарная область, исследующая виктимизацию; 3) область знания на стыке педагогики, психологии, социологии, криминологии и этнографии, изучающая различные категории потерпевших, обладающих индивидуальной или групповой способностью стать жертвами преступного деяния или неблагоприятных условий социализации.
ВИКТИМОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – отрасль знания, составная часть социальной педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание.
ВИТАМИНЫ – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые в незначительных количествах для нормального обмена веществ и жизнедеятельности живых организмов.
ВИЧ–ИНФЕКЦИЯ – вирусная инфекция, развивающаяся вследствие повреждения иммунной системы вирусом иммунодефицита человека, в основе патогенеза которой лежит прогрессирующий  иммунодефицит, выражающийся в последующем развитии вторичного процесса или опухолевых процессов.
ВЛИЯНИЕ – процесс и результат изменения одним человеком поведения, установок, намерений, представлений, оценок другого человека в ходе взаимодействия с ним.
ВНУШЕНИЕ – воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики человека или группы людей нередко помимо, а иногда и против, их воли.

ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ
ВОЗГОРАНИЕ – возникновение горения под воздействием источника зажигания.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ОПАСНОЕ – воздействие на систему, которое может привести к ее гибели (распаду, разрушению, поглощению, растворению).
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ – влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОРАЖАЮЩЕЕ – вредное влияние техногенных, природных и социальных явлений и процессов, в том числе оружия, которое выводит из строя людей, разрушает или нарушает нормальное функционирование объектов.
ВОЙНА ГРАЖДАНСКАЯ – война между политическими силами внутри одного государства, которая охватывает значительную часть населения.
ВОЙНА ИНФОРМАЦИОННАЯ – комплекс мероприятий по достижению информационного превосходства путем воздействия на информацию, информационные процессы, информационные системы и компьютерные сети противника при одновременной защите своей информации, информационных процессов, информационных систем и компьютерных сетей.
ВОЙНА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия социальных, политических, этнических и иных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере, направленные на обеспечение информационного превосходства над противником и нанесения ему материального, идеологического или иного ущерба.
ВОЙНА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений и общественного сознания в целом.
ВОЙНА РЕЛИГИОЗНАЯ – война, возникшая на религиозной почве для разрешения религиозно–нравственных противоречий или навязывания одной из сторон другой стороне иного вероисповедания.
ВОЙНА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – нанесение ущерба противнику путём воздействия на среду его обитания (загрязнение или заражение воздуха, воды, почвы, истребление флоры и фауны).
ВОЙСКОВОЙ ПРИБОР ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ (ВПХР) – техническое средство, предназначенное для определения в воздухе, на местности, вооружении, технике зарина, зомана, иприта, а также присутствия в воздухе паров VX, фосгена, дифосгена, синильной кислоты и хлорциана.
ВОЛНА ВЗРЫВНАЯ – область сжатой продуктами взрыва среды, распространяющаяся от места взрыва со сверхзвуковой скоростью.
ВОЛНА УДАРНАЯ – распространяющаяся со сверхзвуковой скоростью в газе, жидкости или твёрдом теле область, в которой происходит резкое увеличение плотности, давления и скорости среды.
ВОЛЯ – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
ВООБРАЖЕНИЕ – психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта.
ВООРУЖЕННОСТЬ – наличие, приобретение или укрепление качеств, умений и навыков, обеспечивающих успешность выполнения той или иной деятельности или адаптацию к меняющимся условиям.
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВС РФ) – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, предназначенная для отражения агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.
ВОСПАЛЕНИЕ – тканевая реакция на повреждение.
ВОСПИТАНИЕ (как общественное явление) – сложный и противоречивый социально–исторический процесс передачи новым поколениям общественно–исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и направленности.
ВОСПИТАНИЕ (как педагогическое явление) – 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником, и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом); 4) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок – объект педагогического воздействия); 5) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности;
ВОСПИТАНИЕ АВТОРИТАРНОЕ – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя.
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЕ – развитие, формирование качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма.
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОЕ – формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ – 1) закономерность педагогического процесса, заключающаяся в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке воспитанников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности; 2) компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей; 3) присвоение школьниками фрагментов культуры, прямое назначение (основная функция) которых – обеспечение безопасности человека и общества.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ – 1) формирование у учащихся нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения; 2) развитие у обучающегося системы нравственных знаний, чувств и стремлений.
ВОСПИТАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ – формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций.
ВОСПИТАНИЕ ПОЛОВОЕ – систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.
ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЕ – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча[U4], преодолении правового нигилизма, формировании законопослушного поведения.
ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – 1) процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно–нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); 2) процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОВОЕ – 1) совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии; 2) развитие работника, человека, который понимает необходимость труда, уважает труд и людей труда, умеет и любит работать.
ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННОЕ – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.
ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ – это процесс развития оздоровительной деятельности обучающегося, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и привитие норм здорового образа жизни.
ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – процесс развития у обучающегося способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и литературе, выработки эстетических вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ – 1) целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности; 2) развитие у обучающегося чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе.
ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.
ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
ВОСПИТАНИЕ ЭТИЧЕСКОЕ – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.
ВОСПИТАННОСТЬ – уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств.
ВОСПИТАТЕЛЬ КЛАССНЫЙ – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.
ВОСПИТУЕМОСТЬ – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.
ВОСПЛАМЕНЕНИЕ – 1) пламенное горение вещества, инициированное источником зажигания и продолжающееся после его удаления; 2) возникновение пламенного горения под воздействием источника зажигания.
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – 1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма.
ВЫВИХ – стойкое смещение суставных концов костей, которое вызывает нарушение функции сустава.
ВЫГОВОР – первичное дисциплинарное взыскание, объявляемое военнослужащему за совершенный проступок.
ВЫЖИВАЕМОСТЬ – способность организмов сохраняться в условиях воздействия неблагоприятных факторов (засухи, холода, любой формы загрязнения – физического, химического и др.).
ВЫЖИВАЕМОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКАЯ – средняя для вида (популяции) вероятность сохранения организмов каждого поколения и участия их в воспроизводстве вида.
ВЫЖИВАЕМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ – интегральное защитное свойство социальной системы, состоящее в ее способности противостоять и противодействовать собственной гибели в процессе достижения целей в заданных условиях.
ВЫЖИВАНИЕ – это активные, целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. 
ВЫЖИГАНИЕ – применение управляемого огня в лесохозяйственных целях.
ВЫМОГАТЕЛЬСТВО – требование передать чужое имущество или право на имущество или совершение других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, который могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
ВЫСТРЕЛ – выбрасывание пули (гранаты) из канала ствола оружия энергией газов, образующихся при сгорании порохового заряда.
ВЫТЕСНЕНИЕ – способ психологической защиты, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на человека, вызывая у него тревогу, страх и т. п.
ВЫХОД АВАРИЙНЫЙ – дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
ВЫХОД ЭВАКУАЦИОННЫЙ – выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

ОБЖ.Каталог

Мы постоянно ищем новые интересные сайты по ОБЖ и добавляем их в каталог

перейти


ОБЖ.РФ

Сайт предназначен для формирования позитивного имиджа предмета основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

перейти


 БЛОГ.ОБЖ 

Статьи, новости, мнения, отзывы, комментарии и много другой интересной информации

перейти